В преддверии выборов президента один из самых актуальных вопросов – освещение предвыборки в СМИ. Должны ли журналисты сделать все возможное, чтобы помочь людям сделать свой осознанный выбор? Что такое фейк-новости и как их отличать? Эти и другие вопросы затронули участники круглого стола по освещению выборов, организованный Комитетом защиты свободы слова и газетой ResPublica.

Участники встречи обсудили широкий спектр вопросов и проблем, которые могут возникнуть в процессе освещения представителями средств массовой информации избирательных кампаний, а также попытались выработать план дальнейших действий по повышению эффективности работы журналистов, участвующих в освещении электоральных процедур.

Как отметила в своем выступлении член ЦИК Гульнара Джурабаева, зачастую журналисты не видят разницы между информированием и предвыборной агитацией.

По ее словам, признаками агитации является: призывы голосовать за или против кого-либо, выражение предпочтения, описание возможных последствий избрания или не избрания того или иного кандидата, а также распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью. «В этом последнем пункте скрыты противоречия. К примеру, недавно президент страны, выступая перед журналистами, призывал отдать голос за премьер-министра. В ЦИК рассматривали этот случай, некоторые из членов говорили о нарушениях, другие – оперировали тем фактом, что его еще не выдвинули официально кандидатом. Исходя из этого. По их мнению, глава государства формально не нарушил правила агитации. Но мы не должны исходить только из формальных принципов», — подчеркнула Джурабаева.

По ее мнению, на предстоящих выборах президента, «будет не столько конкуренция идей, но конкуренция денег». «Мое предложение, чтобы всем кандидат предоставили равное эфирное время на ТВ и радио», — отметила Джурабаева. Она напомнила, что задача ЦИК – прописать все условия.

«Самое осознанное волеизъявление формируется в результате дебатов. ЦИКу необходимо прописать формат дебатов, чтобы в эфире встречались кандидаты схожей «весовой категорией»: опытные политики выступали вместе с равными с ними», — добавила Гульнара Джурабаева.

Ей парировал общественный деятель Эдиль Байсалов. По его мнению, дебаты – это минимум, которым должен быть обеспечен каждый кандидат в президенты. «А у нас их превратили в максимум. Частные телеканалы должны получить возможность организовывать дебаты между несколькими кандидатами», — заявил он.

Джурабаева же считает, что «частные телеканалы могут организовать дебаты, но им гораздо выгодней предоставить площадку одному кандидату».

«Эти выборы будут необычными, — считает Феликс Кулов. — При Бакиеве и Акаеве продлевали полномочия президента и на них работал админресурс. И они выигрывали. Сегодня все кандидаты в равных положениях: имеют деньги, влияние, работают штабы. Силы мощные брошены. Если ЦИК пойдет по старому пути, поддаваясь административному ресурсу, то нетрудно предугадать, как будут относится к Центризбиркому после выборов».

Затрагивая тему «черного пиара», медиаспециалист Болот Темиров отметил, что четкого понимания фейк-новости нет. По его мнению, основную роль в распространении такой информации играют соцсети. «Через социальные сети легко внедрить фейковые новости. Сейчас можно заметить, как стали появляться новости прошлых лет, вызывая новую волну критики», — отметил он.

Он считает, что заинтересованные люди намерено искажают реальность вбросами и некорректными заголовками в СМИ. Он также отметил, что «любая новость, опубликованная в СМИ, является фейковой, потому что преследует определенные цели и задачи заказчика или владельца информационного ресурса».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ